«ПАЛЕХ» ПАВЛА БАЖЕНОВА
Евгений Григоренко / Российское карточное общество, 2017
В 1937 году в Париже проходила Всемирная выставка искусств и техники. Выставка вошла в историю не только как смотр технических достижений человечества, но и как состязание Советского Союза и Германии, имевших крупнейшие павильоны. Среди экспонатов советской промышленности были представлены и игральные карты - колода «Палех», ставшая одной из самых лучших за всю историю отечественного карточного производства.
Автор эскизов «Палеха» - Павел Дмитриевич Баженов (1904-1941) родился в селе Подолино, возле Палеха, в семье иконописца. Павел тоже обучался иконописи, но ни одной иконы так и не написал. После революции вернулся в родную деревню к «земле и скоту», работал пастухом, но рисование не забросил.
В 1926 году Баженов стал первым учеником Артели древней живописи, организованной в Палехе. Учителями Баженова были Голиков и Баканов, старейшие палехские мастера.
Автор эскизов «Палеха» - Павел Дмитриевич Баженов (1904-1941) родился в селе Подолино, возле Палеха, в семье иконописца. Павел тоже обучался иконописи, но ни одной иконы так и не написал. После революции вернулся в родную деревню к «земле и скоту», работал пастухом, но рисование не забросил.
В 1926 году Баженов стал первым учеником Артели древней живописи, организованной в Палехе. Учителями Баженова были Голиков и Баканов, старейшие палехские мастера.
Первые произведения Баженова называют «экспрессивным примитивом», в основе этих миниатюр был народный лубок. Но с середины 30-х годов баженовская художественная техника приобретает виртуозность и изысканность. Вероятно, благодаря оригинальности своего мастерства Павел Дмитриевич Баженов и получил ответственный карточный заказ. Сами рисунки для выставочных игральных карт отбирались на специально объявленном конкурсе. Было представлено множество эскизов - художники наряжали карточных королей и валетов в восточные наряды и в костюмы народов СССР. Победителем стал Баженов, а основной темой карточных рисунков - естественно, палехские мотивы.
Самая заметная особенность «Палеха» - необычный цвет поля игральных карт. На чёрном фоне - крупные, удачно вписанные в размер игральной карты фигуры королей, дам и валетов, изображённые в традиционной технике палехской лаковой миниатюры. Карты очень красивы - сочетание яркого красного, насыщенного синего и приглушённого горчично-зелёного оттеняется имитацией кружев сусального золота. Тонкая, почти филигранная рисовка деталей костюмов, оружия и атрибутов сводит художественные образы сказочной карточной свиты и орнамент вокруг значков мастей и индексов в единый гармоничный ансамбль.
Уникальность этих игральных карт в том, что многокрасочное (до 36 красок) изображение было выполнено методом литографской печати, причём с идеальной приводкой по цвету - с полным отсутствием наложения разных красок друг на друга. Чтобы этого добиться, для каждой карты был изготовлен набор специальных литографских камней. Технология литографской печати такова, что для каждого цвета в изображении требуется свой камень. То есть, если в карте использовались 36 цветов, для неё готовились 36 камней. В середине 1930-х годов в СССР только одно полиграфическое предприятие могло осуществить столь сложную работу - Московская печатная фабрика, более известная как «Гознак». Именно здесь и были отпечатаны эти действительно уникальные карты.
Самая заметная особенность «Палеха» - необычный цвет поля игральных карт. На чёрном фоне - крупные, удачно вписанные в размер игральной карты фигуры королей, дам и валетов, изображённые в традиционной технике палехской лаковой миниатюры. Карты очень красивы - сочетание яркого красного, насыщенного синего и приглушённого горчично-зелёного оттеняется имитацией кружев сусального золота. Тонкая, почти филигранная рисовка деталей костюмов, оружия и атрибутов сводит художественные образы сказочной карточной свиты и орнамент вокруг значков мастей и индексов в единый гармоничный ансамбль.
Уникальность этих игральных карт в том, что многокрасочное (до 36 красок) изображение было выполнено методом литографской печати, причём с идеальной приводкой по цвету - с полным отсутствием наложения разных красок друг на друга. Чтобы этого добиться, для каждой карты был изготовлен набор специальных литографских камней. Технология литографской печати такова, что для каждого цвета в изображении требуется свой камень. То есть, если в карте использовались 36 цветов, для неё готовились 36 камней. В середине 1930-х годов в СССР только одно полиграфическое предприятие могло осуществить столь сложную работу - Московская печатная фабрика, более известная как «Гознак». Именно здесь и были отпечатаны эти действительно уникальные карты.
Высокое качество бумаги и безукоризненная техника многоцветном хромолитографии делают карты «Палех» настоящим шедевром советской полиграфии. Сегодня эскизы колоды хранятся в Спецфонде Гознака имеете с дипломом Всемирной выставки искусства и техники в Париже.
После создания колоды «Палех» Павел Баженов продолжал свою работу художником. Он являлся оформителем театральных постановок, расписывал фарфор, рисовал карикатуры и дружеские шаржи, а в 1936-1937 годах даже участвовал в создании мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке». В 1941 году Баженов погиб по дороге на фронт во время бомбёжки станции Рыбинск.
Производство игральных карт высших сортов для внутренних и экспортных целей, развёрнутое на Карточной фабрике в 30-х годах XX века, сопровождалось значительными техническими и экономическими трудностями.
Принятый в 1929 году первый пятилетний план развития и реконструкции народного хозяйства резко увеличил потребности в специальных технических сортах бумаги для радио- и электротехнических целей, бристольском картоне, ферропрускатных бумагах, производимых Карточной фабрикой. Так же неуклонно повышалось задание по выпуску остродефицитного ширпотреба. В связи с этим пятилетний план предусматривал существенное сокращение производства карт - с 690 000 до 500 000 дюжин. Кроме того, смена ведомственной подчинённости фабрики отрицательно сказывалась на её снабжении необходимым для производства карт высококачественным сырьём, что приводило к постоянным срывам плана. Даже деревянные ящики для отгрузки карт приходилось делать на месте!
В этих условиях происходило изменение ассортимента производимых игральных карт в сторону недорогих и простых в изготовлении видов: атласных, 1 и 2 сорта. С началом Великой Отечественной войны производство карт высших сортов полностью прекратилось.
После создания колоды «Палех» Павел Баженов продолжал свою работу художником. Он являлся оформителем театральных постановок, расписывал фарфор, рисовал карикатуры и дружеские шаржи, а в 1936-1937 годах даже участвовал в создании мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке». В 1941 году Баженов погиб по дороге на фронт во время бомбёжки станции Рыбинск.
Производство игральных карт высших сортов для внутренних и экспортных целей, развёрнутое на Карточной фабрике в 30-х годах XX века, сопровождалось значительными техническими и экономическими трудностями.
Принятый в 1929 году первый пятилетний план развития и реконструкции народного хозяйства резко увеличил потребности в специальных технических сортах бумаги для радио- и электротехнических целей, бристольском картоне, ферропрускатных бумагах, производимых Карточной фабрикой. Так же неуклонно повышалось задание по выпуску остродефицитного ширпотреба. В связи с этим пятилетний план предусматривал существенное сокращение производства карт - с 690 000 до 500 000 дюжин. Кроме того, смена ведомственной подчинённости фабрики отрицательно сказывалась на её снабжении необходимым для производства карт высококачественным сырьём, что приводило к постоянным срывам плана. Даже деревянные ящики для отгрузки карт приходилось делать на месте!
В этих условиях происходило изменение ассортимента производимых игральных карт в сторону недорогих и простых в изготовлении видов: атласных, 1 и 2 сорта. С началом Великой Отечественной войны производство карт высших сортов полностью прекратилось.
В 1967 году, к своему 150-летию, Ленинградский Комбинат цветной печати выпускает колоду «Юбилейные». Рисунки Павла Баженова были переработаны под офсетную печать Евгением Пашковым. Новые карты имеют некоторые отличия от оригинала: по краю карты появляется желтая рамка, и приобретает имеет абсолютно нового джокера. В новое издание вложена экстра-карта, указывающая на юбилейное издание и авторов колоды.
Следует отметить, что с 2007 года австрийская карточная компания Piatnik выпускает полный репринт юбилейной колоды «Палех» 1967 года в комплектации 36 и 55 листов.
В 1982 году художник Комбината цветной печати Юрий Иванов существенно переработал баженовский «Палех» еще раз. Теперь «Палех» стал белым — очень красивые карты с тонким кружевным золочением, которые в одно и то же время перекликались со своим прототипом и содержали в себе неповторимые авторские черты, оставленные Ивановым. Например, пиковая дама, которая у Баженова буквально сочилась спесивой надменностью, на карте из ивановского «Белого Палеха» превратилась просто в капризную фифу. А короли и валеты, потеряв свой «лакокрасочный» шкатулочный вид, приобрели более приземлённые, карточные черты.
Нельзя сказать, что заметные перемены первоначального «Чёрного Палеха» понизили уровень художественности в новой колоде. Эти два варианта правильнее не сравнивать, а рассматривать отдельно друг от друга. Потеря чёрного поля сделала «Белый Палех» менее помпезным, восприятие изображений карточных фигур стало более лёгким, при этом освободилось место для фоновых рисунков на очковых картах.
Следует отметить, что с 2007 года австрийская карточная компания Piatnik выпускает полный репринт юбилейной колоды «Палех» 1967 года в комплектации 36 и 55 листов.
В 1982 году художник Комбината цветной печати Юрий Иванов существенно переработал баженовский «Палех» еще раз. Теперь «Палех» стал белым — очень красивые карты с тонким кружевным золочением, которые в одно и то же время перекликались со своим прототипом и содержали в себе неповторимые авторские черты, оставленные Ивановым. Например, пиковая дама, которая у Баженова буквально сочилась спесивой надменностью, на карте из ивановского «Белого Палеха» превратилась просто в капризную фифу. А короли и валеты, потеряв свой «лакокрасочный» шкатулочный вид, приобрели более приземлённые, карточные черты.
Нельзя сказать, что заметные перемены первоначального «Чёрного Палеха» понизили уровень художественности в новой колоде. Эти два варианта правильнее не сравнивать, а рассматривать отдельно друг от друга. Потеря чёрного поля сделала «Белый Палех» менее помпезным, восприятие изображений карточных фигур стало более лёгким, при этом освободилось место для фоновых рисунков на очковых картах.
На них появились прописанные тонким золотом кораблики в пенном море, крепости на скалистых горных уступах, удалые добры молодцы, растительные орнаменты и сказочная живность. Тузовые карты украсились изображениями «белокаменных палат», вероятно, имевших особый статус в новом карточном государстве.
Карты получились нарядные, приятные глазу. В начальном варианте, в издании 1982 года, «Белый Палех» печатали с рамками на фигурных картах и нанесением позолоты. В последние годы работы Комбината цветной печати качество этих карт снизилось, они печатались уже без рамок, позолота заменилась посеребрением. В наше время можно встретить и вовсе «безответственные» образцы, в которых тонкие золотые кружева авторского рисунка заменены жёлтой или серой типографской краской.
Карты получились нарядные, приятные глазу. В начальном варианте, в издании 1982 года, «Белый Палех» печатали с рамками на фигурных картах и нанесением позолоты. В последние годы работы Комбината цветной печати качество этих карт снизилось, они печатались уже без рамок, позолота заменилась посеребрением. В наше время можно встретить и вовсе «безответственные» образцы, в которых тонкие золотые кружева авторского рисунка заменены жёлтой или серой типографской краской.