ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ ИВАНА БИЛИБИНА
Евгения Устинова, 2017
Иван Яковлевич Билибин (1876-1942) был одним из популярных художников иллюстраторов работавших в традициях русского стиля, называемого среди искусствоведов “облагороженный лубок”. Он прославился благодаря книжным и журнальным иллюстрациям, обложкам, издательским знакам, афишам, почтовым открыткам и маркам. Также имя художника вошло в историю отечественных игральных карт.
В 1911 году И.Я. Билибину поступает заказ от князя Дмитрия Петровича Голицына (1860-1926), который был главой Ведомства учреждений императрицы Марии, на создание двух колод игральных карт в национальном стиле. Художник берется за заказ и погружается в работу, о ходе которой мы можем узнать из отправленного заказчику письма:
Глубокоуважаемый Князь Дмитрий Петрович,
В понедельник я буду у Вас в канцелярии и думаю, что принесу Вам все карты для второй колоды, за исключением затыли, сделать которую не успею. Сейчас уже сделано восемь карт из двенадцати, и я думаю, что они будут вполне соответствовать своему назначению для карт 2-го сорта. Все карты раскрашены в три краски, те же самые для всей колоды.
Стиль - древнерусский (народные картинки и старые лубочные сказки, только облагороженные, если только вообще можно "облагородить" старину). Валеты изображены, как разные Бовы - Королевичи и Ерусланы - Лазоровичи, т.е. Одеты сказочными витязями в облачении с Византийским оттенком. Ни восточных карт, ни царей Иродов нет. Я принесу также и тузы для первой колоды. Главный литограф карточной фабрики принес мне оттиски с бубнового туза и застыли, это я тоже принесу.
Рисую денно и нощно.
Но рисовать карты мне очень нравиться, особенно, когда рисуешь так, как находишь правильным и в карточном отношении, и в смысле стиля. <...>
Я думаю, что Вы найдете эти новые карты подходящими, так как все они сделаны мною совершенно в том же характере, как те новые две карты, которые Вы видели и одобрили, разрешив мне рисовать и остальные.Мое же мнение таково, что эти новые карты и стильнее и "карточнее" первых.Примите мои уверения в совершенном почтении и преданности.
И. Билибин
В 1911 году И.Я. Билибину поступает заказ от князя Дмитрия Петровича Голицына (1860-1926), который был главой Ведомства учреждений императрицы Марии, на создание двух колод игральных карт в национальном стиле. Художник берется за заказ и погружается в работу, о ходе которой мы можем узнать из отправленного заказчику письма:
Глубокоуважаемый Князь Дмитрий Петрович,
В понедельник я буду у Вас в канцелярии и думаю, что принесу Вам все карты для второй колоды, за исключением затыли, сделать которую не успею. Сейчас уже сделано восемь карт из двенадцати, и я думаю, что они будут вполне соответствовать своему назначению для карт 2-го сорта. Все карты раскрашены в три краски, те же самые для всей колоды.
Стиль - древнерусский (народные картинки и старые лубочные сказки, только облагороженные, если только вообще можно "облагородить" старину). Валеты изображены, как разные Бовы - Королевичи и Ерусланы - Лазоровичи, т.е. Одеты сказочными витязями в облачении с Византийским оттенком. Ни восточных карт, ни царей Иродов нет. Я принесу также и тузы для первой колоды. Главный литограф карточной фабрики принес мне оттиски с бубнового туза и застыли, это я тоже принесу.
Рисую денно и нощно.
Но рисовать карты мне очень нравиться, особенно, когда рисуешь так, как находишь правильным и в карточном отношении, и в смысле стиля. <...>
Я думаю, что Вы найдете эти новые карты подходящими, так как все они сделаны мною совершенно в том же характере, как те новые две карты, которые Вы видели и одобрили, разрешив мне рисовать и остальные.Мое же мнение таково, что эти новые карты и стильнее и "карточнее" первых.Примите мои уверения в совершенном почтении и преданности.
И. Билибин
В начале 1912 года в Санкт-Петербурге проходит выставка объединения “Мир Искусства” на которой И.Я. Билибин демонстрирует две иллюстрации к сказкам, театральные эскизы, меню, эскизы игральных карт и 5 иллюстраций к сказке "Истории о Червонной даме" (A belle Dame du Coeur). Работа над картами так захватила художника, что он пишет сказку - посвящение своей возлюбленной Рене Рудольфовна О’Коннель (1891—1981).
Червонная дама И.Я. Билибина в иллюстрациях к сказке является портретом написанным с Р.Р. О’Коннель, которая была ученицей художника в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств. Пара поженилась в 1912 году, брак продлился до 1917 года. И.Я. Билибин во всех письмах называет свою возлюбленную “Червонной дамой":
"С добрым утром! Милая и дивная Червонная Дама, если Вы и возьмете работу у разных архитекторов, то молю Вас возьмите непременно на дом, иначе Ваш дядя Ваня умрет от разрыва сердца. И так ли он хорошо платит? Неужели и мы с Вами чего-нибудь не выдумаем? А, впрочем, простите меня, ревнивого и влюбленного дурака. Я так счастлив, что существуете Вы… Если будете телеграфировать, то сделайте это около 8-ми часов вечера.
Ваш И.Б.
Сотрите это письмо резинкой, и Вам будет открытка с хорошим портретом".
Начало 1910-х.
"С добрым утром! Милая и дивная Червонная Дама, если Вы и возьмете работу у разных архитекторов, то молю Вас возьмите непременно на дом, иначе Ваш дядя Ваня умрет от разрыва сердца. И так ли он хорошо платит? Неужели и мы с Вами чего-нибудь не выдумаем? А, впрочем, простите меня, ревнивого и влюбленного дурака. Я так счастлив, что существуете Вы… Если будете телеграфировать, то сделайте это около 8-ми часов вечера.
Ваш И.Б.
Сотрите это письмо резинкой, и Вам будет открытка с хорошим портретом".
Начало 1910-х.
В этих строках ощущается сильная влюбленность художника, благодаря которой он написал сказку. К сожалению текст и иллюстрации сказки до нас не дошли. Единственное изображение титульного листа (оригинал хранится в собрании семьи художника) сказки можно найти в журнале “Огонек” №8 за 1912 г.. Также существует рисунок заставки к сказке из частного собрания Б.Н. Васильева.
Работа над картами для художника обрывается в 1912 с уходом Д.П. Голицына с поста главы ведомства. Художник выполнил рисунки для двух карточных колод, одна из которых завершена почти полностью за исключением бубнового туза. Данные эскизы сохранились в Государственном Русском музее. Колоды изданы не были, только с некоторых карт карточная фабрика изготовила пробные карточные оттиски.
Работа над картами для художника обрывается в 1912 с уходом Д.П. Голицына с поста главы ведомства. Художник выполнил рисунки для двух карточных колод, одна из которых завершена почти полностью за исключением бубнового туза. Данные эскизы сохранились в Государственном Русском музее. Колоды изданы не были, только с некоторых карт карточная фабрика изготовила пробные карточные оттиски.
Список литературы:
1. Т. Ф. Верижникова “Иван Билибин: жизнь и творчество, суждения об искусстве, современники о художнике” - Санкт-Петербург : Аврора, 2011.
2. С. В. Голынец “Иван Яковлевич Билибин: Статьи. Письма. Воспоминания о художнике” - Ленинград : Худож. РСФСР, 1970.
3. Каталог выставки картин "Мир искусства". - Санкт-Петербург : Худ.-граф. ателье и печатня М. Пивоварский и А. Типограф, 1912
4. Журнал “Огонек” №8 1912.
1. Т. Ф. Верижникова “Иван Билибин: жизнь и творчество, суждения об искусстве, современники о художнике” - Санкт-Петербург : Аврора, 2011.
2. С. В. Голынец “Иван Яковлевич Билибин: Статьи. Письма. Воспоминания о художнике” - Ленинград : Худож. РСФСР, 1970.
3. Каталог выставки картин "Мир искусства". - Санкт-Петербург : Худ.-граф. ателье и печатня М. Пивоварский и А. Типограф, 1912
4. Журнал “Огонек” №8 1912.