П. А. ФЕДОТОВ "ОФИЦЕР И ДАМА БУБЕН"
Евгения Устинова, 2016
Павел Андреевич Федотов родился 4 июля 1815 г. в Москве в семье бывшего военного, получившего чин дворянина при выходе в отставку. С 11 летнего возраста он обучался в кадетском корпусе и, несмотря на то, что ему было предопределено сделать военную карьеру, он любил рисовать. Во время службы в лейб-гвардии Финляндский полка в Санкт-Петербурге Федотов посещает вечерние уроки рисования в Академии художеств. Для применений полученных знаний на практике он активно рисует карикатуры, шаржи, портреты сослуживцев, бытовые сценки. В 1837 году работы художника были показаны великому князю Михаилу Павловичу, который поддержал художника и позже показывал его полотна царствующему брату. Николай I поощрил работы Федотова повелением - «Предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. ассигнациями в месяц», после которого художник решил уйти со службы в армии.
К работам, созданным во время воинской службы художника можно отнести карикатуру "Офицер и дама бубен" (1840г.). На карикатуре изображена в полный рост бубновая дама, которая предстала словно на светском приеме перед взволнованным офицером. В облике офицера считывается популярный герой картин и набросков Федотова великий князь Михаил Павлович (1798-1849). Попробуем проанализировать карикатуру.
Великий князь Михаил Павлович был одним из любимых военачальников того времени, он активно развивал военное дело в Российской империи и особенно артиллерийские войска. С 1831 года он являлся главным начальником Пажеского и всех сухопутных кадетских корпусов. У Михаила Павловича был легкий характер, он был общительным, любил шутки и розыгрыши, особой страстью князя была азартная карточная игра. Федотов не раз рисовал великого князя, эти рисунки пользовались большим спросом у книжных торговцев. На этот раз художник решил изобразить князя рядом с самой желанной дамой - карточной. Возможно, на создание картины повлияло ставшее к тому времени культовым произведение А.С. Пушкина “Пиковая Дама”.
Великий князь Михаил Павлович был одним из любимых военачальников того времени, он активно развивал военное дело в Российской империи и особенно артиллерийские войска. С 1831 года он являлся главным начальником Пажеского и всех сухопутных кадетских корпусов. У Михаила Павловича был легкий характер, он был общительным, любил шутки и розыгрыши, особой страстью князя была азартная карточная игра. Федотов не раз рисовал великого князя, эти рисунки пользовались большим спросом у книжных торговцев. На этот раз художник решил изобразить князя рядом с самой желанной дамой - карточной. Возможно, на создание картины повлияло ставшее к тому времени культовым произведение А.С. Пушкина “Пиковая Дама”.
В 20-40 годах XIX века дворянство захватили нешуточные карточные страсти - игры кипели ночами за ломберными столиками клубов и домов, раскладывались пасьянсы, жизненно важные вопросы решались при помощи карточных гаданий. Изображение карт при таком подходе начинали обретать отдельные важные значения, что можно наблюдать по повести А.С. Пушкина. Фигурные карты имели имена, прозвища, возраст, характеры и другие признаки, которые было порождены из правил популярных игр и гадательных книг.
Давайте обратимся к этим материалам и попробуем расшифровать значение бубновой дамы. В гадательных книгах бубновую масть связывают с денежными вопросами, возможно выбор дамы этой масти намекает на высокие ставки в карточных играх Великого князя. В книге 1812 года “Чародей или новый и полный всеобщий оракул” можно прочесть “Бубновая краля - неверная женщина”, это значение можно было бы соотнести с изменчивой удачей в карточных играх, которая иногда приносит большой выигрыш игроку или огромные долги.
Интересен внешний вид бубновой дамы, она похожа на привычную даму из атласной колоды, но картинка 1840 года, а атласная колода была выпущена в 1860г. До 1860г. Александровская мануфактура перерисовывала карты с французских и немецких образцов, которые были распространены в Российской империи и сохранились в небольшом количестве. Так, похожая бубновая дама изображена на откупных картах 1798 года.
Давайте обратимся к этим материалам и попробуем расшифровать значение бубновой дамы. В гадательных книгах бубновую масть связывают с денежными вопросами, возможно выбор дамы этой масти намекает на высокие ставки в карточных играх Великого князя. В книге 1812 года “Чародей или новый и полный всеобщий оракул” можно прочесть “Бубновая краля - неверная женщина”, это значение можно было бы соотнести с изменчивой удачей в карточных играх, которая иногда приносит большой выигрыш игроку или огромные долги.
Интересен внешний вид бубновой дамы, она похожа на привычную даму из атласной колоды, но картинка 1840 года, а атласная колода была выпущена в 1860г. До 1860г. Александровская мануфактура перерисовывала карты с французских и немецких образцов, которые были распространены в Российской империи и сохранились в небольшом количестве. Так, похожая бубновая дама изображена на откупных картах 1798 года.
Данные карты производились на небольших карточных заводах и мануфактурах. Их старались делать стилистически похожими на карточные эталоны, утвержденные Опекунским советом. Скорее всего, у таких карт был изящный образец, имевший хождение в Германии, который со временем терял красивые характерные детали и приобретал лихой лубочный внешний вид.
Интересно взглянуть на бубновую даму 1815 года издания, которая выглядит более изящно и утонченно, но при этом сохраняет прежнюю позу и детали одежды.
В архивах французской национальной библиотеки хранятся изданные в Российской империи в 1830 году карты с изображением бубновой дамы с минимальными изменениями относительно прежних дам.
Вполне возможно, что именно эта, привычная русскому картежнику дама, которую изобразил Федотов на своей карикатуре, послужила прототипом для колоды Шарлеманя, которую мы знаем как "Атласные".
Интересно взглянуть на бубновую даму 1815 года издания, которая выглядит более изящно и утонченно, но при этом сохраняет прежнюю позу и детали одежды.
В архивах французской национальной библиотеки хранятся изданные в Российской империи в 1830 году карты с изображением бубновой дамы с минимальными изменениями относительно прежних дам.
Вполне возможно, что именно эта, привычная русскому картежнику дама, которую изобразил Федотов на своей карикатуре, послужила прототипом для колоды Шарлеманя, которую мы знаем как "Атласные".