«ГЛАЗЕТНЫЕ» ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ
Российское карточное общество, 2022
«Глазетные» игральные карты были впервые выпущены Императорской карточной фабрикой в 1870 году. Название «Глазетные» происходит от особого вида парчи, тканной золотыми и серебряными нитями. Эти карты производились из бумаги высокого качества, и с использованием золотой или медной красками. Колода имела несколько изданий.
История возникновения этих карт загадочна. Вот, что пишет по этому поводу историк Евгений Григоренко:
Считается, что именно для сорта глазетных карт были разработаны новые карточные рисунки, имеющие английское происхождение. Связано это с тем, что управляющий карточной фабрикой, побывавший в 1833 году в Лондоне и познакомившийся на фабрике английского мастера Делярю с картами особой отделки, именуемой «слоновой костью», попытался завести эту технологию и в России. Фабрикой были даже приобретены у Делярю эскизы этих карт, по которым были изготовлены пробные образцы, представленные императору Николаю I. Однако представленные пробы, не отличавшиеся особым изяществом, не понравились государю, о чём последовала знаменитая резолюция: «Не вижу никакой причины переменять прежние рисунки».
Но какую именно колоду привез управляющий из Лондона – история умалчивает.
А есть факты, которые дают возможность предположить другую гипотезу.
Факт первый: известна немецкая колода 1890 года, отпечатанная Густавом Тиме Нахфом в Лейпциге. Эта колода является явным повторением глазетных карт.
А есть факты, которые дают возможность предположить другую гипотезу.
Факт первый: известна немецкая колода 1890 года, отпечатанная Густавом Тиме Нахфом в Лейпциге. Эта колода является явным повторением глазетных карт.
Факт второй: в «Альбоме образцов затылей на картах выделки 1904 года» присутствуют две рубашки, подписанные как «Глазетныя / по рис. худ. Кюстенмахера». А над этой записью представлены образцы затылей колоды «Высшiй сортъ / по рис. худ. Каразина».
Понимать данное обозначение можно двояко: то ли Каразин и Кюстенмахер обозначены здесь как художники непосредственно затылей, то ли самих колод «Высший сорт» и «Глазетные», к которым эти затыли разработаны. Ведь Каразин точно рисовал свою колоду, которую мы называем «исторические», но выходила она как «Высший сорт». Пусть и с другой рубашкой – летающими ласточками. Представленный же здесь левый каразинский затыль для «Высшего сорта» использовался для колоды «Русский стиль». А правый - для Глазетных издания 1914 года.
Но возможно же, что сами карты Глазетные принадлежат кисти этого самого Кюстенмахера? Раз даже в альбоме официально прописан…
Имеется единственный художник с такой фамилией, который связан с Россией – Рихард Кюстенмахер - прусский художник; за представленную им гравюру на меди, изображающую вид Московского Кремля, удостоен Академией Художеств звания художника в 1851 году.
По датам совпадает, фамилия не самая распространенная… Вполне мог быть и он. Напомним, что фактический клон колоды был издан в Лейпциге. Возможно, Кюстенмахер уехал из России и напечатал свою колоду в 1890 году в Лейпциге. Если же Кюстенмахер не был автором этих карт, можно предположить, что он просто украл эту колоду и издал ее в Германии.
Но пока у нас нет дополнительных фактов, эта версия тоже остается на уровне гипотезы.
Но возможно же, что сами карты Глазетные принадлежат кисти этого самого Кюстенмахера? Раз даже в альбоме официально прописан…
Имеется единственный художник с такой фамилией, который связан с Россией – Рихард Кюстенмахер - прусский художник; за представленную им гравюру на меди, изображающую вид Московского Кремля, удостоен Академией Художеств звания художника в 1851 году.
По датам совпадает, фамилия не самая распространенная… Вполне мог быть и он. Напомним, что фактический клон колоды был издан в Лейпциге. Возможно, Кюстенмахер уехал из России и напечатал свою колоду в 1890 году в Лейпциге. Если же Кюстенмахер не был автором этих карт, можно предположить, что он просто украл эту колоду и издал ее в Германии.
Но пока у нас нет дополнительных фактов, эта версия тоже остается на уровне гипотезы.