ПЕРВАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ФАБРИКА ИГРАЛЬНЫХ КАРТ (Гродно)
Российское карточное общество, 2015
Первую собственную литографию Соломон Лапин основал в Гродно ещё в 70-х годах XIX века. В 1914 году его сыновья Александр и Абрам купили для своего предприятия новый дом. До первой мировой войны основной продукцией литографии были этикетки для сигарет и рекламные плакаты.
В 1921 году Гродно, согласно Рижскому мирному договору, отошел к Польше. Почти сразу после этого братья Лапины решили расширить свои интересы и подали заявку на получение лицензии на печать игральных карт.
В 1922 году она была одобрена, и в 1923 году было начато производство игральных карт, которые в скором времени стали пользоваться просто огромной популярностью у местного населения. Братья Лапины к делу подошли серьезно и за основу взяли традиции картопечатания, которые были заложены еще во времена Антония Тизенгауза в XVIII веке. В то же время свою литографию Лапины переименовали в Первую Национальную фабрику игральных карт. Фабрика занимала семь комнат и несколько хозяйственных построек во дворе, сами братья Лапины вместе со своими семьями жили в этом же доме.
Во время немецкой оккупации здесь расположился Soldatenhaime, дословно — «солдатский дом», что-то наподобие казарм. Тут жили немецкие солдаты и работали военные мастерские. Чуть позже дом сильно пострадал от пожара. Примерно в 1923 году братья Лапины получили концессию на изготовление игральных карт, и фабрика вновь ожила! В военные годы на фабрике работало чуть более 50 человек под руководством немецкого типографа Макса Леопольда Коля.
Фабрика братьев Лапиных производила несколько видов карт, в том числе Рейнский и Венский шаблоны, но наиболее интересна колода из выпускавшихся на фабрике имеющая фольклорные мотивы.
В 1921 году Гродно, согласно Рижскому мирному договору, отошел к Польше. Почти сразу после этого братья Лапины решили расширить свои интересы и подали заявку на получение лицензии на печать игральных карт.
В 1922 году она была одобрена, и в 1923 году было начато производство игральных карт, которые в скором времени стали пользоваться просто огромной популярностью у местного населения. Братья Лапины к делу подошли серьезно и за основу взяли традиции картопечатания, которые были заложены еще во времена Антония Тизенгауза в XVIII веке. В то же время свою литографию Лапины переименовали в Первую Национальную фабрику игральных карт. Фабрика занимала семь комнат и несколько хозяйственных построек во дворе, сами братья Лапины вместе со своими семьями жили в этом же доме.
Во время немецкой оккупации здесь расположился Soldatenhaime, дословно — «солдатский дом», что-то наподобие казарм. Тут жили немецкие солдаты и работали военные мастерские. Чуть позже дом сильно пострадал от пожара. Примерно в 1923 году братья Лапины получили концессию на изготовление игральных карт, и фабрика вновь ожила! В военные годы на фабрике работало чуть более 50 человек под руководством немецкого типографа Макса Леопольда Коля.
Фабрика братьев Лапиных производила несколько видов карт, в том числе Рейнский и Венский шаблоны, но наиболее интересна колода из выпускавшихся на фабрике имеющая фольклорные мотивы.
Короли в этой колоде имеют реальных прототипов, так на червовом короле изображен Казимир Великий – король Польши, который заступил на престол в 1333 году. На крестовом Стефан Баторий - король польский и великий князь литовский (с 1576). Бубновый король Сигизмунд Август - великий князь литовский с 1529 года, король польский с 1530, ну и на пиковом короле мы видим Яна Собенского - крупного польского полководца, короля польского и великого князя литовского с 1674 года.
После Присоединения Гродно к Белорусской Советской Социалистической Республике в сентябре 1939 г. фабрика братьев Лапиных была национализирована. Фабрика продолжала работать, а вот ее прежние владельцы погибли в стенах гетто.
После освобождения от немецкой оккупации в 1944 году фабрика была ориентирована на производство агитационных материалов - портреты советских лидеров и плакаты, восхваляющие счастливые жизни рабочих в СССР.
В советские годы она долгое время оставалась единственным во всей республике местом, где печатались полноцветные изображения. После ее закрытия здание по улице Будённого перешло в собственность гродненской региональной таможни, которая также уже успела отсюда съехать. Бывшая типолитография стоит забытая и ненужная. Наверное, ее время, в самом деле, безвозвратно прошло. И только антиквары назовут вам сегодня подлинную стоимость колоды гродненских игральных карт.
Летом 2016 года в здании должен появиться музей белорусской таможенной службы и новый офис «Белтаможсервиса». Реконструкция не нанесет никакого ущерба зданию, ее проект согласован с историками. Недавно снесли часть, пристроенную в 1950-х. На ее месте может появиться кафе. Все остальные постройки на территории приведут в порядок. Сейчас решается вопрос не только по реконструкции, но и по восстановлению подъездной дороги к зданию по улице Буденного, 48а.
После освобождения от немецкой оккупации в 1944 году фабрика была ориентирована на производство агитационных материалов - портреты советских лидеров и плакаты, восхваляющие счастливые жизни рабочих в СССР.
В советские годы она долгое время оставалась единственным во всей республике местом, где печатались полноцветные изображения. После ее закрытия здание по улице Будённого перешло в собственность гродненской региональной таможни, которая также уже успела отсюда съехать. Бывшая типолитография стоит забытая и ненужная. Наверное, ее время, в самом деле, безвозвратно прошло. И только антиквары назовут вам сегодня подлинную стоимость колоды гродненских игральных карт.
Летом 2016 года в здании должен появиться музей белорусской таможенной службы и новый офис «Белтаможсервиса». Реконструкция не нанесет никакого ущерба зданию, ее проект согласован с историками. Недавно снесли часть, пристроенную в 1950-х. На ее месте может появиться кафе. Все остальные постройки на территории приведут в порядок. Сейчас решается вопрос не только по реконструкции, но и по восстановлению подъездной дороги к зданию по улице Буденного, 48а.
Интересный факт, в здании бывшей фабрики игральных карт корреспондент «Твоего стиля» нашел уникальную для города находку. На чердаке лежали игральные карты, которые производила фабрика в межвоенное время. Уникальные экспонаты будут переданы в музей.
Гродненский историк Андрей Вашкевич говорит, что найденные карты — это часть колод так называемых «рейнских» карт с «ренессансной» отделкой. Таких карт осталось немного. В Гродно их нет вовсе. Есть легенда о продаже подобной колоды 300 или 400 евро, но та колода была в хорошем состоянии.
— «Рейнские» — это классические карты с пиками, трефами и т.д. Были еще популярны в XIX в. «прусские» карты с «желудями» и «бубенцами» вместо мастей. «Ренессансные» — потому что короли и другие лица одеты в ренессансную одежду. Изначально я думал, что найденные карты напечатаны на гродненской фабрике в 1926-1939 гг. На одной карте из колоды всегда был штамп государственного проверяющего, который утверждал каждую колоду. Но когда их увидел, то понял, что эти карты производили во время немецкой оккупации в 1941-1944 гг. Карты — яркое свидетельство того, насколько высокое качество имели изделия фабрики Лапина, поскольку печатать их должны были просто идеально, — говорит историк.
С сотен тысяч карт выпущенных в свое время в Гродно, на данный момент найдено только 15 штук. Все карты в скором времени будут переданы в гродненский музей, где займут свое долгожданное место.
Гродненский историк Андрей Вашкевич говорит, что найденные карты — это часть колод так называемых «рейнских» карт с «ренессансной» отделкой. Таких карт осталось немного. В Гродно их нет вовсе. Есть легенда о продаже подобной колоды 300 или 400 евро, но та колода была в хорошем состоянии.
— «Рейнские» — это классические карты с пиками, трефами и т.д. Были еще популярны в XIX в. «прусские» карты с «желудями» и «бубенцами» вместо мастей. «Ренессансные» — потому что короли и другие лица одеты в ренессансную одежду. Изначально я думал, что найденные карты напечатаны на гродненской фабрике в 1926-1939 гг. На одной карте из колоды всегда был штамп государственного проверяющего, который утверждал каждую колоду. Но когда их увидел, то понял, что эти карты производили во время немецкой оккупации в 1941-1944 гг. Карты — яркое свидетельство того, насколько высокое качество имели изделия фабрики Лапина, поскольку печатать их должны были просто идеально, — говорит историк.
С сотен тысяч карт выпущенных в свое время в Гродно, на данный момент найдено только 15 штук. Все карты в скором времени будут переданы в гродненский музей, где займут свое долгожданное место.