ПОЧТОВЫЕ И РЕКЛАМНЫЕ МАРКИ
Российское карточное общество, 2015
Тема данной статьи посвящена такому уникальному сочетанию двух продуктов печатной графики, как игральные карты и почтовые марки. Если быть более точным, то карточным сюжетам на почтовых марках.
По определению, почтовая марка – это знак почтовый оплаты, имеющий номинальную стоимость и выпускаемый почтовой службой страны.
Следует отметить, что помимо почтовых марок, существуют, так называемые, непочтовые марки, которые не связанны с почтовым обращением и предназначены для иных целей, например, для рекламы товаров и услуг, контроля и учёта и т. д.
Непочтовые марки представляют собой малоформатные знаки, выполненные графическими методами на бумаге или картоне различных сортов и толщины и изданные определённым тиражом. В зарубежной практике для непочтовых марок чаще всего используются английские термины: «золушки филателии» (Cinderellas of Philately), «марки-синдереллы» (cinderella stamps) или просто «синдереллы» (cinderellas). Сама по себе, марка – это универсальный и очень удобный инструмент для рекламы: она дешева в производстве, заметна на фоне конверта, легко распространяется среди сотен тысяч людей.
Впервые марки подобного рода стала выпускать Германия во второй половине XIX века, где они стали известны как reklame marken. Их популярность быстро распространилась по всей Европе и Соединенным Штатам, достигнув своего пика незадолго до Первой мировой войны. Затем оборот таких марок стал снижаться, в частности еще потому, что с 1930-х годов рынок рекламы заняли журналы.
По определению, почтовая марка – это знак почтовый оплаты, имеющий номинальную стоимость и выпускаемый почтовой службой страны.
Следует отметить, что помимо почтовых марок, существуют, так называемые, непочтовые марки, которые не связанны с почтовым обращением и предназначены для иных целей, например, для рекламы товаров и услуг, контроля и учёта и т. д.
Непочтовые марки представляют собой малоформатные знаки, выполненные графическими методами на бумаге или картоне различных сортов и толщины и изданные определённым тиражом. В зарубежной практике для непочтовых марок чаще всего используются английские термины: «золушки филателии» (Cinderellas of Philately), «марки-синдереллы» (cinderella stamps) или просто «синдереллы» (cinderellas). Сама по себе, марка – это универсальный и очень удобный инструмент для рекламы: она дешева в производстве, заметна на фоне конверта, легко распространяется среди сотен тысяч людей.
Впервые марки подобного рода стала выпускать Германия во второй половине XIX века, где они стали известны как reklame marken. Их популярность быстро распространилась по всей Европе и Соединенным Штатам, достигнув своего пика незадолго до Первой мировой войны. Затем оборот таких марок стал снижаться, в частности еще потому, что с 1930-х годов рынок рекламы заняли журналы.
Некоторые образцы марок разрабатывались известными мировыми художниками-графиками. Эти небольшие произведения графического искусства способствовали продвижению разнообразной продукции, спортивных событий, выставок, благотворительных учреждений и других общественных мероприятий.
Именно потому, что эти марки были весьма художественны и красочны, а также могли с легкостью храниться в альбомах, они очень быстро стали предметом коллекционирования. Их собирали по производителям, темам и пр.
Во многих странах сюжетной основой, как почтовых, так и непочтовых марок, являлась тема игральных карт или карточной игры. Крупные немецкие фабрики игральных карт выпускали марки с рекламой своих произведенных колод. Среди них такие фабрики как C.L. Wüst Spielkartenfabrik, Altenburger Spielkarten, F.A. Lattmann и др. Также, подобные марки выпускали фабрики Нидерландов, Дании, Бельгии, Чехословакии.
Именно потому, что эти марки были весьма художественны и красочны, а также могли с легкостью храниться в альбомах, они очень быстро стали предметом коллекционирования. Их собирали по производителям, темам и пр.
Во многих странах сюжетной основой, как почтовых, так и непочтовых марок, являлась тема игральных карт или карточной игры. Крупные немецкие фабрики игральных карт выпускали марки с рекламой своих произведенных колод. Среди них такие фабрики как C.L. Wüst Spielkartenfabrik, Altenburger Spielkarten, F.A. Lattmann и др. Также, подобные марки выпускали фабрики Нидерландов, Дании, Бельгии, Чехословакии.
К большому сожалению в СССР сюжеты на тему игральных карт не нашли широкого отображения ни в почтовых марках, ни в «золушках». Прежде всего, это связано с тем фактом, что отечественная карточная монополия не нуждалась в широкой рекламе из-за отсутствия конкуренции. Именно поэтому, если карточные мотивы и попадали на марки, то тема самих игральных карт являлась косвенной, в виде сюжета какой-либо художественной репродукции. Сами же фигуры отечественных игральных карт на марках не встречались. Если у российских филателистов все же имеется материал подобного рода, то было бы весьма интересно его изучить.
Сказать, что отечественные карточные мотивы совсем не отображены на марках и почтовой атрибутике, было бы не совсем верным. Если найти отечественную рекламную марку с изображением игральных карт не представляется возможным, то в качестве декоративного оформления таковые, все-таки, имеются. Одним из таких примеров является двойной набор открыток «Миниатюры Палеха» Алексея Орлеанского, где размещены графические изображения марок в виде игральных карт из колоды «Палех» (Орлеанского), изданной Комбинатом цветной печати в 2002 году.
Если немного сместиться от темы почтовых марок, то интересен так же тот факт, что Алексей Орлеанский выпустил тираж (1 тыс. экз.) почтовых конвертов, посвященных 100-летию со дня рождения автора колоды «Палех» П. Д. Баженова. На конверте помимо портрета Баженова работы Н.Шведе-Радловой, имеется изображения пары карт из этой колоды.
В целом, следует сказать, что монополия, распространявшаяся на производство игральных карт в России не одно столетие, сделала скудным не только рынок русских карт, но и околокарточную художественную атрибутику. Возможно, для простого обывателя данный факт не имеет абсолютно никакого значения, но для коллекционера – это огромная утрата, которую хотелось бы восполнить.
В целом, следует сказать, что монополия, распространявшаяся на производство игральных карт в России не одно столетие, сделала скудным не только рынок русских карт, но и околокарточную художественную атрибутику. Возможно, для простого обывателя данный факт не имеет абсолютно никакого значения, но для коллекционера – это огромная утрата, которую хотелось бы восполнить.