ЖЕНЩИНЫ И КАРТЫ
Дмитрий Лесной, Het Monster, 2004
- Нина Фёдоровна, как Ваш молодой зять?
- Всё было бы замечательно, но он совершенно не умеет играть в карты!
- Так это же хорошо!
- Что ж тут хорошего!? Он не умеет, но всё время играет!
Существует мнение, что женщины не любят карт и отрицательно относятся к карточной игре как таковой. И что так было всегда. Это явное заблуждение! Неприязнь к картам как к мужскому увлечению действительно имеет место быть, но только в тех случаях, когда это увлечение становится всепоглощающей страстью и вытесняет женщину из сердца мужчины или когда оно наносит значительный урон семейному бюджету. Чаще всего неприязнь к картам – это просто ревность, примерно такая же, какую мужчины испытывают к косметике, нарядам и подругам с их бесконечными разговорами о нарядах и косметике.
Князь П.А.Вяземский в «Старой записной книжке» рассказывает, что «Пушкин, во время пребывания своего в Южной России, куда-то ездил за несколько сот вёрст на бал, где надеялся увидеть предмет своей тогдашней любви. Приехал в город он до бала, сел понтировать и проиграл всю ночь до позднего утра, так что прогулял и все деньги свои и бал, и любовь свою». Конечно, в такой ситуации возненавидишь карты... Но, согласитесь, место карт вполне могут занять вино, рыбалка или телевизор.
У журналистов сложилась традиция – один раз в году, в начале марта, доказывать, что «женщина тоже человек» и играет значительную роль и в политике, и в других областях общественной жизни, как то: воспитание детей, здравоохранение и т.д. Вспомните, раньше в этот день газеты пестрели очерками о знатных «сталеварках», «хлеборобках», заслуженных учительницах и «депутатках». (Язык, между прочим, очень точно отражает действительность и слова эти – женского рода – режут ухо).
Чтобы развенчать миф о женской неприязни к картам, нужно рассказать о знаменитых «картоманках» и «картофилках», но тут на ум приходит другая ассоциация. Когда-то давным-давно решили сделать большое многотомное издание про слонов и поручили каждой стране написать часть в соответствии со своей компетенцией. Англия издала двухтомник: «Слон индийский» и «Слон африканский». Франция – трёхтомник: первый том – «Слоны», второй – «Слоны и женщины» и третий том – просто «Женщины». В США вышел тоже трёхтомник: первый том – «Слоны», второй – «Слоны и гангстеры» и третий том – просто «Гангстеры». В СССР выпустили трёхтомник: «Слон в свете марксистско–ленинской теории», «Советский Союз – родина советского слона» и «Советский слон – самый лучший слон в мире». В Болгарии вышел двухтомник: «Советский слон – самый лучший слон в мире» и «Болгарский слон – младший брат советского слона», а в Монголии – маленькая брошюра красного цвета – «Монгольский слон – шестнадцатый слон в советском зоопарке».
Итак, наше представление о картах будет неполным без исследования «Женщины и карты».
- Всё было бы замечательно, но он совершенно не умеет играть в карты!
- Так это же хорошо!
- Что ж тут хорошего!? Он не умеет, но всё время играет!
Существует мнение, что женщины не любят карт и отрицательно относятся к карточной игре как таковой. И что так было всегда. Это явное заблуждение! Неприязнь к картам как к мужскому увлечению действительно имеет место быть, но только в тех случаях, когда это увлечение становится всепоглощающей страстью и вытесняет женщину из сердца мужчины или когда оно наносит значительный урон семейному бюджету. Чаще всего неприязнь к картам – это просто ревность, примерно такая же, какую мужчины испытывают к косметике, нарядам и подругам с их бесконечными разговорами о нарядах и косметике.
Князь П.А.Вяземский в «Старой записной книжке» рассказывает, что «Пушкин, во время пребывания своего в Южной России, куда-то ездил за несколько сот вёрст на бал, где надеялся увидеть предмет своей тогдашней любви. Приехал в город он до бала, сел понтировать и проиграл всю ночь до позднего утра, так что прогулял и все деньги свои и бал, и любовь свою». Конечно, в такой ситуации возненавидишь карты... Но, согласитесь, место карт вполне могут занять вино, рыбалка или телевизор.
У журналистов сложилась традиция – один раз в году, в начале марта, доказывать, что «женщина тоже человек» и играет значительную роль и в политике, и в других областях общественной жизни, как то: воспитание детей, здравоохранение и т.д. Вспомните, раньше в этот день газеты пестрели очерками о знатных «сталеварках», «хлеборобках», заслуженных учительницах и «депутатках». (Язык, между прочим, очень точно отражает действительность и слова эти – женского рода – режут ухо).
Чтобы развенчать миф о женской неприязни к картам, нужно рассказать о знаменитых «картоманках» и «картофилках», но тут на ум приходит другая ассоциация. Когда-то давным-давно решили сделать большое многотомное издание про слонов и поручили каждой стране написать часть в соответствии со своей компетенцией. Англия издала двухтомник: «Слон индийский» и «Слон африканский». Франция – трёхтомник: первый том – «Слоны», второй – «Слоны и женщины» и третий том – просто «Женщины». В США вышел тоже трёхтомник: первый том – «Слоны», второй – «Слоны и гангстеры» и третий том – просто «Гангстеры». В СССР выпустили трёхтомник: «Слон в свете марксистско–ленинской теории», «Советский Союз – родина советского слона» и «Советский слон – самый лучший слон в мире». В Болгарии вышел двухтомник: «Советский слон – самый лучший слон в мире» и «Болгарский слон – младший брат советского слона», а в Монголии – маленькая брошюра красного цвета – «Монгольский слон – шестнадцатый слон в советском зоопарке».
Итак, наше представление о картах будет неполным без исследования «Женщины и карты».
Повелительница судеб
Пожалуй, ни одна женщина в новейшей истории человечества не оказала такого влияния на судьбу многих мужчин – своих современников, – как Мария Ленорман [1]. Влияние заключалось в том, что она предсказывала судьбу. И очень редко ошибалась. Молодому генералу Бонапарту и его жене Жозефине она при первой встрече нагадала корону, а Сен-Жюсту, Робеспьеру и Марату – скорую насильственную смерть. Все предсказания сбылись. По значимости своих пророчеств, точнее, по важности предсказанных ею событий: коронация Наполеона, реставрация Бурбонов и т. д., – девица Ленорман стоит в одном ряду с легендарными Сивиллами – Герофилой эрифрской, которой приписывается предсказание троянской войны, и ясновидящей дочерью царя Приама Кассандрой.
Мария-Анна-Аделаида Ленорман родилась 27 мая 1772 года в Алансоне, небольшом городке в пятидесяти лье от Парижа. Её отец был богатый торговец мануфактурой. Ещё в интернате бенедиктинского монастыря, куда её отдал отец, она прославилась удачными предсказаниями: так, начальницу, которой маленькая Мария предсказала, что ей недолго осталось быть в монастыре, действительно вскоре перевели в другое место. Со смертью отца достаток в семье кончился, и Ленорманы переехали в Париж. Там-то Мария и познакомилась с гаданием на картах, а также с системой знаменитого гадателя Эттейллы, к тому времени уже достаточно известной (Эттейлла начал применять её в 1780 г.). Через некоторое время (в 1790 г.) вместе с подругой они открыли на Pю де Турнон собственный «салон», в котором желающим дамам и господам с помощью карт, астрологии и других методов предсказывали судьбу. Ещё она интересовалась «языком цветов» и составлением запахов.
В самом скором времени салон мадемуазель Ленорман приобрёл огромную популярность. В нём перебывал весь «свет» тогдашнего революционного Парижа. В 1793 году салон посетили Марат, Сен-Жюст и Pобеспьер. Всем троим она предсказала насильственную смерть. Так и случилось: Жан-Поль Марат несколько месяцев спустя был смертельно ранен Шарлоттой Кордэ, а двое других были арестованы и казнены через год. Сама Ленорман была арестована по подозрению в сочувствии якобинцам, однако связи сделали своё дело, и ей разрешили продолжать практику. Но самую большую известность, конечно, принесла Марии Ленорман дружба с Жозефиной Богарнэ, супругой молодого генерала Бонапарта.
Мария-Анна-Аделаида Ленорман родилась 27 мая 1772 года в Алансоне, небольшом городке в пятидесяти лье от Парижа. Её отец был богатый торговец мануфактурой. Ещё в интернате бенедиктинского монастыря, куда её отдал отец, она прославилась удачными предсказаниями: так, начальницу, которой маленькая Мария предсказала, что ей недолго осталось быть в монастыре, действительно вскоре перевели в другое место. Со смертью отца достаток в семье кончился, и Ленорманы переехали в Париж. Там-то Мария и познакомилась с гаданием на картах, а также с системой знаменитого гадателя Эттейллы, к тому времени уже достаточно известной (Эттейлла начал применять её в 1780 г.). Через некоторое время (в 1790 г.) вместе с подругой они открыли на Pю де Турнон собственный «салон», в котором желающим дамам и господам с помощью карт, астрологии и других методов предсказывали судьбу. Ещё она интересовалась «языком цветов» и составлением запахов.
В самом скором времени салон мадемуазель Ленорман приобрёл огромную популярность. В нём перебывал весь «свет» тогдашнего революционного Парижа. В 1793 году салон посетили Марат, Сен-Жюст и Pобеспьер. Всем троим она предсказала насильственную смерть. Так и случилось: Жан-Поль Марат несколько месяцев спустя был смертельно ранен Шарлоттой Кордэ, а двое других были арестованы и казнены через год. Сама Ленорман была арестована по подозрению в сочувствии якобинцам, однако связи сделали своё дело, и ей разрешили продолжать практику. Но самую большую известность, конечно, принесла Марии Ленорман дружба с Жозефиной Богарнэ, супругой молодого генерала Бонапарта.
[1] Сведения о жизни знаменитой гадательницы Ленорман приводятся по книге: «Энциклопедия ИГОРНЫЙ ДОМ» Дмитрия Лесного. Статьи о гадателях и гадательных системах для энциклопедии написал Het Monster.
При первом же знакомстве гадалка предсказала ей корону. Ни Жозефина, ни сам Наполеон тогда гадалке не поверили, однако не прошло и десяти лет, как предсказание сбылось. Правда, когда Бонапарт стал императором, ему быстро надоело увлечение жены «этими глупостями», и в 1808 году он выслал Марию Ленорман из Парижа – так же, как в 1802 г. выслал г-жу де Сталь «за слишком либеральный образ мыслей». В ответ на это Ленорман написала «Пророческие воспоминания одной сивиллы о причинах её ареста» («Souvenirs prophetiques d'une Sibylle sur les causes de son arrestation»), где предсказала падение Наполеона и реставрацию Бурбонов. Но это сочинение было издано лишь после падения Наполеона. В 1814 г., когда русские войска вошли в Париж, у неё побывал будущий декабрист Михаил Лунин, которому Ленорман предсказала, что его повесят; впрочем, он, как известно, избежал казни. В 1818 году она была представлена в Париже императору Александру I. Интересно, кстати, что сестра Лунина была замужем за человеком, скрывшимся впоследствии под именем «старца Фёдора Кузьмича», которого до сих пор многие отождествляют с удалившимся на покой Александром (см., напр., К.В. Кудряшов. Александр I и тайна Фёдора Кузьмича. Петербург, 1923, репринт М., 1990).
Карты, которыми пользовалась Мария Ленорман, были самыми обыкновенными. Лишь трактовка была у неё своя, во многом основанная на правилах, введённых Эттейллой (особая карта, «бланка» – для спрашивающей или спрашивающего, учёт прямой и перевёрнутой позиции и др.). После её смерти (1843) ни каких-то особых карт, ни тем более записок о гадании не сохранилось, хотя писала Ленорман много. Но это были, главным образом, мемуары о встречах со знаменитыми людьми и философские размышления о будущем Франции: «Memoires historiques et secrets de l'imperatrice Josephine» (Париж 1820) об её взаимоотношениях с Жозефиной. Кроме того известны её сочинения «Anniversaire de la mort de Josephine» (1815), «Sibylle au tombeau de Louis XVI» (1816), «Oracle sibyllin» (1816), «Sibylle au congres d'Aixla Chapelle» (1819), «Ange protecteur de la France au tombeau de Louis XVIII» (1824), «Ombre de Catherine II» (1826).
Методы Марии Ленорман были лишь частично восстановлены и описаны её учениками и последователями. Наиболее удачную реконструкцию системы Марии Ленорман предприняла фламандская гадалка Эрна Друсбеке. Её книга «Гадаем вместе с Ленорман» (Erna Droesbeke van Enge. Kaartenleggen met Mlle. Lenormand) вышла в издательстве «Парсифаль» в Антверпене в 1987 г.
Игральные карты сохранили для нас образы выдающихся женщин в истории человечества, которые были изображены в виде карточных дам. На старинных французских картах 1719–1745 годов по традиции, идущей от французского живописца Грэнгоннера, дамы изображались: – червонная в виде Юдифи, библейской героини, соблазнившей и убившей вавилонского полководца Олоферна, осаждавшего Иерусалим. На картах изображение Юдифи имело черты Изабеллы фон Байерн – Изабеллы Баварской, матери Карла VII. О том, что в России пользовались картами именно с
такой дамой, свидетельствует стихотворение Майкова:
«...Тут Карл воздвигнут был своим несчастным роком,
Он храбро на нее напал и поразил
И казнь достойную Юдифе учинил...»
(Майков. «Игрок в ломбер»)
– бубновая в виде библейской Рахили, матери Иосифа. Изображение имело черты Агнессы Сорель, любовницы французского короля Карла VII, происходившей из обедневшей дворянской семьи и продолжившей дело Жанны д’Арк в освобождении Франции от англичан; – трефовая называлась Аргина («слово аргина» – это анаграмма латинского Regina – королева) и имела черты Марии Анжу, жены Карла VII;
– пиковая изображалась в виде Афины Паллады и имела черты Жанны д'Арк.
После Великой французской революции эти изображения были заменены четырьмя женскими фигурами, символизировавшими Свободу вероисповедания, Свободу печати, Свободу брака и Свободу промыслов, а позже – фигурами различных добродетелей.
Дама пик наиболее знаменита из всех карточных дам, благодаря повести Пушкина «Пиковая дама» и одноимённой опере Чайковского. Согласно «Новейшей гадательной книге», пиковая дама – символ тайной недоброжелательности. В лексиконе игроков XIX века пиковая дама именовалась ещё и Старухой. Дама треф, по той же «Новейшей гадательной книге» означает тайное расположение и предвещает счастливое свидание. В. Брюсов в стихотворении «Дама треф», обыгрывая карточный образ, писал:
Но зато вы – царица ночи, Ваша масть – чернее, чем тьма,
И ваши подведённые очи
Любовь рисовала сама.
Вы вздыхать умеете сладко,
Приникая к подушке вдвоём,
И готовы являться украдкой,
Едва попрошу я о том.
Чего нам ещё ждать от дамы?
Не довольно ль быть милой на миг?
Ах, часто суровы, упорны, упрямы
Дамы черв, бубён и пик!
Не вздыхать же долгие годы
У ног неприступных дев!
И я из целой колоды
Люблю только даму треф.
Об игорных пристрастиях знаменитых российских дам – Екатерины II и многих других, о знаменитых гадательницах и мошенницах можно было бы написать целую книгу. Некоторые главы ее уже написаны (и включены в энциклопедию «Игорный дом»), но автор планирует продолжить это исследование. Примечательно, что женщины–игроки столь же, сколь и мужчины, азартны, а возможно, даже более азартны. Известно, как одна такая дама делилась впечатлениями о Венеции: «Климат там, конечно хорош, да вот жаль, в винт сразиться не с кем».
Методы Марии Ленорман были лишь частично восстановлены и описаны её учениками и последователями. Наиболее удачную реконструкцию системы Марии Ленорман предприняла фламандская гадалка Эрна Друсбеке. Её книга «Гадаем вместе с Ленорман» (Erna Droesbeke van Enge. Kaartenleggen met Mlle. Lenormand) вышла в издательстве «Парсифаль» в Антверпене в 1987 г.
Игральные карты сохранили для нас образы выдающихся женщин в истории человечества, которые были изображены в виде карточных дам. На старинных французских картах 1719–1745 годов по традиции, идущей от французского живописца Грэнгоннера, дамы изображались: – червонная в виде Юдифи, библейской героини, соблазнившей и убившей вавилонского полководца Олоферна, осаждавшего Иерусалим. На картах изображение Юдифи имело черты Изабеллы фон Байерн – Изабеллы Баварской, матери Карла VII. О том, что в России пользовались картами именно с
такой дамой, свидетельствует стихотворение Майкова:
«...Тут Карл воздвигнут был своим несчастным роком,
Он храбро на нее напал и поразил
И казнь достойную Юдифе учинил...»
(Майков. «Игрок в ломбер»)
– бубновая в виде библейской Рахили, матери Иосифа. Изображение имело черты Агнессы Сорель, любовницы французского короля Карла VII, происходившей из обедневшей дворянской семьи и продолжившей дело Жанны д’Арк в освобождении Франции от англичан; – трефовая называлась Аргина («слово аргина» – это анаграмма латинского Regina – королева) и имела черты Марии Анжу, жены Карла VII;
– пиковая изображалась в виде Афины Паллады и имела черты Жанны д'Арк.
После Великой французской революции эти изображения были заменены четырьмя женскими фигурами, символизировавшими Свободу вероисповедания, Свободу печати, Свободу брака и Свободу промыслов, а позже – фигурами различных добродетелей.
Дама пик наиболее знаменита из всех карточных дам, благодаря повести Пушкина «Пиковая дама» и одноимённой опере Чайковского. Согласно «Новейшей гадательной книге», пиковая дама – символ тайной недоброжелательности. В лексиконе игроков XIX века пиковая дама именовалась ещё и Старухой. Дама треф, по той же «Новейшей гадательной книге» означает тайное расположение и предвещает счастливое свидание. В. Брюсов в стихотворении «Дама треф», обыгрывая карточный образ, писал:
Но зато вы – царица ночи, Ваша масть – чернее, чем тьма,
И ваши подведённые очи
Любовь рисовала сама.
Вы вздыхать умеете сладко,
Приникая к подушке вдвоём,
И готовы являться украдкой,
Едва попрошу я о том.
Чего нам ещё ждать от дамы?
Не довольно ль быть милой на миг?
Ах, часто суровы, упорны, упрямы
Дамы черв, бубён и пик!
Не вздыхать же долгие годы
У ног неприступных дев!
И я из целой колоды
Люблю только даму треф.
Об игорных пристрастиях знаменитых российских дам – Екатерины II и многих других, о знаменитых гадательницах и мошенницах можно было бы написать целую книгу. Некоторые главы ее уже написаны (и включены в энциклопедию «Игорный дом»), но автор планирует продолжить это исследование. Примечательно, что женщины–игроки столь же, сколь и мужчины, азартны, а возможно, даже более азартны. Известно, как одна такая дама делилась впечатлениями о Венеции: «Климат там, конечно хорош, да вот жаль, в винт сразиться не с кем».