КАК КАРТА ЛЕГЛА
Галина Артеменко, Российская газета, 05.10.2007
Данная статья имеет дополнения, выполненные Российским карточным обществом на базе имеющихся материалов и фактов.
Данная статья имеет дополнения, выполненные Российским карточным обществом на базе имеющихся материалов и фактов.
В ПЕТРОДВОРЦЕ ОТКРЫТ ПЕРВЫЙ РОССИИ МУЗЕЙ ИГРАЛЬНЫХ КАРТ
На старинной улице Правленской в Петродворце в одном из зданий XVIII столетия - так называемых Кавалерских домов открылся первый в России и девятнадцатый в мире музей игральных карт. Он создан на основе коллекции игральных карт и предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства Александра Перельмана - коллекционера, который пополнял свое собрание более 30 лет.
Александр Семенович еще студентом Политехнического института увлекся игрой в покер, но потом азартная картежная игра уступила место другой страсти - коллекционированию карт и всего того, что связано с ними. Кстати, к увлечению Александра Перельмана с уважением относились многие выдающиеся деятели культуры. Например, в музее есть фотография Перельмана вместе с академиком Лихачевым.
Дмитрий Сергеевич высоко оценил коллекцию и даже подарил Перельману две колоды карт, полученные им от Нэнси Рейган - супруги Рональда Рейгана в 1988 году. Коллекцию Перельмана прекрасно знали за рубежом - ведь в мире коллекционирование игральных карт - это весьма уважаемое и престижное занятие, а Перельман был в этом деле признанным экспертом. Только вот на родине, в СССР, а потом и в России мечта о создании музея оставалась только мечтой. Александр Семенович даже эскизы музейной экспозиции набрасывал.
На старинной улице Правленской в Петродворце в одном из зданий XVIII столетия - так называемых Кавалерских домов открылся первый в России и девятнадцатый в мире музей игральных карт. Он создан на основе коллекции игральных карт и предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства Александра Перельмана - коллекционера, который пополнял свое собрание более 30 лет.
Александр Семенович еще студентом Политехнического института увлекся игрой в покер, но потом азартная картежная игра уступила место другой страсти - коллекционированию карт и всего того, что связано с ними. Кстати, к увлечению Александра Перельмана с уважением относились многие выдающиеся деятели культуры. Например, в музее есть фотография Перельмана вместе с академиком Лихачевым.
Дмитрий Сергеевич высоко оценил коллекцию и даже подарил Перельману две колоды карт, полученные им от Нэнси Рейган - супруги Рональда Рейгана в 1988 году. Коллекцию Перельмана прекрасно знали за рубежом - ведь в мире коллекционирование игральных карт - это весьма уважаемое и престижное занятие, а Перельман был в этом деле признанным экспертом. Только вот на родине, в СССР, а потом и в России мечта о создании музея оставалась только мечтой. Александр Семенович даже эскизы музейной экспозиции набрасывал.
А между тем коллекция ютилась в четырнадцатиметровой комнатке коммунальной квартиры, и при жизни коллекционер так и не дождался даже первых попыток к созданию музея.
В 1999 году Государственный музей-заповедник «Петергоф» купил собрание у вдовы Перельмана. Ныне собрание музея составляет около 30 тысяч единиц хранения - более шести тысяч колод. Как рассказала заведующая Музеем игральных карт Татьяна Вергун, экспозиция нового музея построена по хронологическому и тематическому принципам. Из общего, вводного зала, где посетитель узнает о коллекции Александра Перельмана и об истории возникновения и развития карточных игр и назначении карт, можно пройти в Восточный и Западноевропейский залы, а далее в залы, посвященные гаданию на картах, карточной игре в России и современным картам ХХ-ХХI веков.
Карты впервые появились в Китае, где их называли «певучие шелестящие листочки», а в Европу карты попали после крестовых походов.
В Петербурге, кстати, карточная фабрика открылась при Александровской мануфактуре в 1817 году. Доходы от продажи колод шли на поддержание Воспитательного дома для сирот, а сами выпускники Воспитательного дома составляли подавляющее большинство сотрудников этой фабрики. В 1942 году в блокадном Ленинграде художник Власов, еле живой от голода, шел с Васильевского острова до Невского проспекта, где его ждал другой человек, который забирал у художника эскизы колоды антифашистских карт и сам, в свою очередь, нес их на эту самую фабрику, потому что самому Власову было не дойти. А потом эти карты, растиражированные и запечатанные в колоды, выбрасывались с самолетов над фашистскими укреплениями в районе Лужского рубежа. Антифашистские карты в карикатурном виде изображали всю верхушку Вермахта [1].
В 1999 году Государственный музей-заповедник «Петергоф» купил собрание у вдовы Перельмана. Ныне собрание музея составляет около 30 тысяч единиц хранения - более шести тысяч колод. Как рассказала заведующая Музеем игральных карт Татьяна Вергун, экспозиция нового музея построена по хронологическому и тематическому принципам. Из общего, вводного зала, где посетитель узнает о коллекции Александра Перельмана и об истории возникновения и развития карточных игр и назначении карт, можно пройти в Восточный и Западноевропейский залы, а далее в залы, посвященные гаданию на картах, карточной игре в России и современным картам ХХ-ХХI веков.
Карты впервые появились в Китае, где их называли «певучие шелестящие листочки», а в Европу карты попали после крестовых походов.
В Петербурге, кстати, карточная фабрика открылась при Александровской мануфактуре в 1817 году. Доходы от продажи колод шли на поддержание Воспитательного дома для сирот, а сами выпускники Воспитательного дома составляли подавляющее большинство сотрудников этой фабрики. В 1942 году в блокадном Ленинграде художник Власов, еле живой от голода, шел с Васильевского острова до Невского проспекта, где его ждал другой человек, который забирал у художника эскизы колоды антифашистских карт и сам, в свою очередь, нес их на эту самую фабрику, потому что самому Власову было не дойти. А потом эти карты, растиражированные и запечатанные в колоды, выбрасывались с самолетов над фашистскими укреплениями в районе Лужского рубежа. Антифашистские карты в карикатурном виде изображали всю верхушку Вермахта [1].
[1]
Подробнее о колоде В. А. Власова "Антифашистские" в статье А. Перельмана "Боевое задание полиграфистам блокадного Ленинграда"
В коллекции Александра Перельмана находились и тюремные карты, сделанные в начале лихих 90-х годов в России из обоев и расписанные кровью. Среди колод, представленных в Музее игральных карт, «Революционные» - с Марксом, Лениным, Троцким и другими политическими персонажами, колода «Саддам Хусейн» и колоды, где в полном составе представлены администрация США и недавно ушедший в отставку российский кабинет во главе с Михаилом Фрадковым.
Карты детские, обучающие, карты необычной формы, выполняющие рекламные функции, старинные вышитые и акварельные карты - целый мир открывается в новом музее.
- Игра - сама по себе порок, а вот игральные карты могут быть настоящим произведением искусства, - сказала на открытии музея в Петергофе вдова коллекционера Александра Семеновича Перельмана Виктория Владимировна Лапанцева.
Карты детские, обучающие, карты необычной формы, выполняющие рекламные функции, старинные вышитые и акварельные карты - целый мир открывается в новом музее.
- Игра - сама по себе порок, а вот игральные карты могут быть настоящим произведением искусства, - сказала на открытии музея в Петергофе вдова коллекционера Александра Семеновича Перельмана Виктория Владимировна Лапанцева.