АНТИФАШИСТСКИЕ КАРТЫ-КАРИКАТУРЫ
Данная публикация является второй статьей Александра Перельмана об Антифашистских картах В. А. Власова. Первая статья "Боевое задание полиграфистам блокадного Ленинграда" уже была опубликована на нашем сайте.
А.Перельман, "Декоративное искусство СССР" №5, 1985
А.Перельман, "Декоративное искусство СССР" №5, 1985
В январе 1943 года, когда войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление и заставили отступить гитлеровские орды от стен Ленинграда, в немецких окопах наши бойцы находили необычные игральные карты. Они были выполнены фабричным способом, но традиционные карточные фигуры на них заменялись карикатурами на фашистских главарей и их сподвижников. Известно, что карточная игра в фашистской армии была запрещена. Но оказалось, что солдаты потихоньку, втайне от офицеров и унтеров, не только нарушают запрет, но играют, используя колоды карт с карикатурными изображениями самого Гитлера и его своры.
Откуда же появились у гитлеровских солдат антифашистские игральные карты?
В конце 1941 года возникла мысль забросить в войска противника игральные карты антифашистского толка. Группе ленинградских художников было дано задание — создать эскизы игральных карт с использованием карикатурных изображений фашистских главарей. Эскизы, созданные Василием Адриановичем Власовым, были признаны лучшими, и ему поручили эту работу.
Откуда же появились у гитлеровских солдат антифашистские игральные карты?
В конце 1941 года возникла мысль забросить в войска противника игральные карты антифашистского толка. Группе ленинградских художников было дано задание — создать эскизы игральных карт с использованием карикатурных изображений фашистских главарей. Эскизы, созданные Василием Адриановичем Власовым, были признаны лучшими, и ему поручили эту работу.
В блокадном Ленинграде, при отсутствии транспорта, в лютый мороз, истощенный от постоянного недоедания, художник должен был пешком от Васильевского острова преодолеть расстояние более двадцати километров. Город был завален снегом, льдом, мусором, предстоял нелегкий путь.
Из воспоминаний В. А. Власова:
«Отправился я ранним утром, затемно, плелся по заснеженным улицам пустынного города, часто отдыхал. Работники литографии показали мне большое количество игральных карт. Особенно меня интересовали карты из Германии — хотел схватить их «дух», чтобы, скажем, так называемые «рубашки», оборотные стороны наших антифашистских карт, ничем не отличались от привычных для немцев. В мастерскую вернулся только к ночи, вконец обессиленный».
Из воспоминаний В. А. Власова:
«Отправился я ранним утром, затемно, плелся по заснеженным улицам пустынного города, часто отдыхал. Работники литографии показали мне большое количество игральных карт. Особенно меня интересовали карты из Германии — хотел схватить их «дух», чтобы, скажем, так называемые «рубашки», оборотные стороны наших антифашистских карт, ничем не отличались от привычных для немцев. В мастерскую вернулся только к ночи, вконец обессиленный».
Пояснения художнику по технологии производства игральных карт давал директор литографии С. В. Родионов. Он вспоминал: «Меня поразила внимательность художника и большое количество вопросов, заданных им. Чувствовалось, что он очень серьезно и требовательно относится к работе. Запомнилось, что во время беседы он несколько раз повторил: «Рисовать нужно то, что знаешь». Работа была завершена за очень короткий срок — в начале января 1942 года рисунки художника были одобрены. Глубина и сила сатирического рисунка выражала подлинные чувства художника-патриота.
В четырех рисунках карточных тузов художник сумел отобразить всю суть коричневой чумы, нависшей над миром: змеи, свившиеся в свастику, череп и скрещенные кости, веревочная петля, тюремная решетка были узнаваемыми символами фашизма. Карточных королей художник представил гротескными фигурами фюрера, дуче и двух гитлеровских вассалов — Маннергейма и Хорти. При всей серьезности идейной задачи карикатуры получились и смешными — в них отразились и авантюризм, и опереточность, и фанфаронство — страшная сущность и бессилие фашизма.
Изображение карточных дам не содержало исторического сходства с конкретными лицами, а символически обозначало сподвижниц фашизма — это обжорство, разврат одних, голод и смерть других.
В карточных валетах узнавались соратники фюрера: Геббельс, Гиммлер, Геринг, Риббентроп.
Семнадцатой рисованной картой был «джокер». На рисунке изображен один из главных военных преступников фашистской Германии министр пропаганды Геббельс. Художник создал разящие сатирические антифашистские карты. Теперь нужно изготовить колоды карт литографским способом. Шел январь 1942 года. Не было ни электроэнергии, ни тепла, ни воды. Многие рабочие ушли на фронт, часть эвакуировалась. Те, кто остался в Ленинграде, обессилели от дистрофии, многие погибли при артобстрелах и бомбежках, умерли от голода. Литография, выпускавшая мирную продукцию, с первых дней войны быстро перестроилась и освоила изготовление специальных технических бумаг и военных заказов: накидок, парафинированных пакетов и гуммиленты.
В четырех рисунках карточных тузов художник сумел отобразить всю суть коричневой чумы, нависшей над миром: змеи, свившиеся в свастику, череп и скрещенные кости, веревочная петля, тюремная решетка были узнаваемыми символами фашизма. Карточных королей художник представил гротескными фигурами фюрера, дуче и двух гитлеровских вассалов — Маннергейма и Хорти. При всей серьезности идейной задачи карикатуры получились и смешными — в них отразились и авантюризм, и опереточность, и фанфаронство — страшная сущность и бессилие фашизма.
Изображение карточных дам не содержало исторического сходства с конкретными лицами, а символически обозначало сподвижниц фашизма — это обжорство, разврат одних, голод и смерть других.
В карточных валетах узнавались соратники фюрера: Геббельс, Гиммлер, Геринг, Риббентроп.
Семнадцатой рисованной картой был «джокер». На рисунке изображен один из главных военных преступников фашистской Германии министр пропаганды Геббельс. Художник создал разящие сатирические антифашистские карты. Теперь нужно изготовить колоды карт литографским способом. Шел январь 1942 года. Не было ни электроэнергии, ни тепла, ни воды. Многие рабочие ушли на фронт, часть эвакуировалась. Те, кто остался в Ленинграде, обессилели от дистрофии, многие погибли при артобстрелах и бомбежках, умерли от голода. Литография, выпускавшая мирную продукцию, с первых дней войны быстро перестроилась и освоила изготовление специальных технических бумаг и военных заказов: накидок, парафинированных пакетов и гуммиленты.
Новый заказ был непрост и по мирному времени; трудности, связанные с блокадой, неимоверно увеличили сложность изготовления игральных карт, и эта работа была настоящим трудовым подвигом. Литография выполнила заказ — для этого потребовались значительные усилия многих. Особо надо отметить главного технолога А. В. Панченко, печатников С. Малышева, Гинтова и Нефедова, ветерана литографии А. И. Михайлова, работниц А. И. Кирееву, М. Т. Пехлинен. Работа по изготовлению игральных антифашистских карт была под постоянным контролем директора литографии С. В. Родионова.
Из рассказов В. А. Власова известно, что в расположение войск противника игральные карты забрасывались партизанами. Разные источники говорят и о том, что после разгрома противника под Ленинградом в окопах и блиндажах находили антифашистские карты, бывшие в употреблении. Карты выполнили возложенную на них роль антипропаганды: антифашистские карты убивали веру вражеских солдат в могущество фашистских главарей, разлагали их воинских дух.
Из рассказов В. А. Власова известно, что в расположение войск противника игральные карты забрасывались партизанами. Разные источники говорят и о том, что после разгрома противника под Ленинградом в окопах и блиндажах находили антифашистские карты, бывшие в употреблении. Карты выполнили возложенную на них роль антипропаганды: антифашистские карты убивали веру вражеских солдат в могущество фашистских главарей, разлагали их воинских дух.